Школьный учитель Франсуа получает в свое распоряжение выпускной класс, состоящий из цветных детей из неблагополучных семей. Помимо языка французского, Франсуа придется находить с ними и общий язык, поскольку подростки не испытывают особых восторгов по поводу учебы, не ведают страха, не знают упрека... и вообще ничего не знают. В конце учебного года, достигнув некоторых компромиссных успехов, Франсуа устроит опрос учеников с целью выяснить, что им больше всего запомнилось из поведанного учителем. Одна из девочек, не самая, казалось бы, безнадежная, ответит, что не запомнила ничего... Прошлогодний каннский триумфатор «Класс» Лорана Канте в силу крайней неоригинальности фабулы обладает настолько мощным бэкграундом, что перед глазами проносится чуть ли не вся история кинематографа: от Виго с Ренуаром до какого-нибудь «Беспредела в средней школе» и позапрошлогоднего социального заказа «Это начинается сегодня» французского классика Бертрана Тавернье. Тема не нова и, по сути, Канте не находит в ней никаких дополнительных аспектов. Но режиссеру этого и не надо: работая с непрофессиональными актерами, Канте достигает высшей степени интимности в общении как со своими персонажами, так и со зрителем. Аскетизм изображения, монотонность повествования и импровизационный характер диалогов не скатываются к «экспериментальному театру» или «репортажу заштатного телеканала», а рождают некий условный симбиоз из двух некиногеничных жанров — мощный, свободный и убедительный. Эффект присутствия во время просмотра гарантирован, и дело здесь совсем не в звуке «долби». Желающим ближе ознакомиться с демократическими ценностями западного общества на примере далеко не самой образцовой французской школы. Любителям отыскивать мораль произведения самостоятельно — меньше всего фильм Канте претендует на продуцирование простых истин.
|